История грузоперевозок в России.
В современном мире скорость, стоимость и качество перевозки груза имеют ключевое значение для производителя товаров, оборудования и прочей продукции. Помогают компаниям в этом многочисленные транспортные операторы, количество которых давно измеряется сотнями, а то и тысячами, в масштабах страны.
Но так было не всегда.
Предлагаем окунуться в историю, и посмотреть на то, как развивались грузоперевозки в России много сотен лет назад.
Согласно летописям, первые упоминания о подобных перевозках датированы XIII веком нашей эры. В то время существовала необходимость перемещения некоторых групп товаров из центра Киевской Руси на ее южные окраины. Транспортные компании прошлого – купцы – брались за подобный труд, который, кстати, приносил солидные деньги. Однако, работа была связана с большим риском из-за промышлявших на дорогах разбойников.
К тем же временам относится и зарождение в стране почтовой службы, которая, в дальнейшем, следила за деятельностью промышлявших перевозками купцов. Полномочия её постоянно расширялись и уже к XV веку грузы доставлялись даже на границы государства, а с XVIII века регулярное торговое сообщение было установлено со многими странами Европы.
Перевозили грузы, в основном, на конных упряжках, но этот вид доставки обладал рядом существенных недостатков.
Во-первых - малая грузоподъемность, и, как следствие, низкий оборот товаров между сторонами. А во-вторых, скорость передвижения по дорогам оставляла желать лучшего. В частности, скоропортящиеся грузы доставлять таким способом было практически невозможно.
Соответственно, встал вопрос развития дорожной сети, и в том же XVIII веке впервые упоминаются новые построенные «шоссе» между крупными городами. Они представляли собой укатанную дорогу с остановочными пунктами (станциями), где купцы могли отдохнуть и заменить лошадей на перекладных. Это существенно уменьшило сроки доставки товара по наиболее популярным и загруженным маршрутам.
Ну а переворотом в логистике стало изобретение железной дороги. В России данный вид транспорта появился в начале XIX века. Активное строительство железнодорожных путей, товарных вагонов и локомотивов, позволило вывести данный вид перевозки на первое место по грузообороту уже буквально через пару десятков лет.
Во времена войн начала XX века и последовавшей Октябрьской Революции, развитие сети грузоперевозок сильно затормозилось, однако, появился новый вид транспорта – автомобильный.
Кстати, первая официальная транспортная компания была зарегистрирована как раз в это время в Санкт-Петербурге. Это произошло в 1904-м году. Компания занималась автомобильными перевозками. В Москве, которая в те годы была не так развита, как сейчас, первая транспортная компания появилась аж спустя четыре года, в 1908-м.
В тридцатые годы Советская Власть озаботилась проблемами доставки грузов по стране (в первую очередь необходимостью постоянного ремонта техники и доставки запчастей в регионы) и стала массово расширять существующую маршрутную сеть с привлечением инновационных видов транспорта. В первую очередь это касалось авиации. В те же времена были разработаны и нормативы, виды учета и формы договоров. Перевозки в стране приобретали цивилизованный вид. Также развитию грузоперевозок способствовал тот факт, что промышленность страны стала массово выпускать специальные виды автомобилей, самолетов и подвижного состава железных дорог, что обеспечивало поддержание и увеличение спроса на перевозки.
Что же касается послевоенных лет, то перевозка грузов постоянно совершенствовалась, производились машины и специальная (в том числе погрузочная) техника увеличенной грузоподъемности. Это облегчило все логистические процессы и сделало перевозки более качественными и рентабельными.